Своим опытом по выращиванию клубники с использованием вертикальной методики делится Илья Цигвинцев, который является генеральным директором компании «Агротехфарм». Для своих растений он использует аэропонику.
Фермер ведёт свой бизнес на Урале. Первая теплица появилась в 2019 году. В настоящее время растениеводческий комплекс состоит из 3 ферм. Ежегодный урожай составляет 45 т вкусных ягод.
Как возникла идея?
Илья Цигвинцев говорит, что задумка выращивать растения на питательном растворе, у него возникла после посещения одного знакомого. Он экспериментировал с овощными культурами, которые старался вырастить в домашних условиях с использованием автоматизированного полива. Почву товарищ не использовал. Вместо неё применялся кокосовый торф, кубики из минеральной ваты.
Илья Цигвинцев любит экзотические ягоды и фрукты, всегда покупал их в магазинах. Будучи спортсменом и человеком, который ведёт здоровый образ жизни, у него стали появляться проблемы. После обращения к врачам, он узнал, что сбой в организме произошёл по причине употребления некачественных продуктов, которые содержат много нитратов. К тому же они не отличались свежестью. Обычно экзотические фрукты долго находятся на складах, в хранилищах.
Было принято решение, выращивать свои ягоды, такие как клубника, которые быстро поступают к потребителю. Для растений не используются пестициды и химикаты.
Идея развивалась долго. Были изучены и опробованы множество технологий и сортов ягодной культуры. Сначала попробовали использовать проточную гидропонику, но в дальнейшем от неё отказались. В результате многочисленных экспериментов, была определена специальная методика, с помощью которой удаётся получить крупную, сладкую и ароматную клубнику.
В 2019 году была построена ферма в Екатеринбурге. Ещё две были установлены в Челябинске и в Тюмени. Финансы были получены от реализации комплектующих для вертикального растениеводства.
Вместе с партнёрской компанией «Агротехфарм» реализовывал лотки, стеллажи, насосы для подведения воды, оборудование для полива и приготовления питательного раствора, системы фильтрации. Заработанные деньги были инвестированы в строительство теплиц.
Г-н Цигвинцев объясняет, почему он остановился на выращивании клубники. Пряные травы и салат может вырастить каждый в домашних условиях, на подоконнике. Клубнику получить сложно. Она доступна покупателям только пару месяцев в году. Остальное время прилавки магазинов заполняются ягодой из Турции, Марокко или из Египта.
Продукт не отличается хорошим качеством. В большинстве своём он безвкусный, похож на хрустящее яблоко. Российский производитель для длительного хранения использует специальные сорта, но при хранении ягоды всё равно теряют свою сочность и аромат. Проект предполагал получение сладкой и вкусной клубники круглый год.
Вертикальные фермы
Для выращивания ягод используется аэропоника. Это метод подачи питательного раствора напрямую к корневым отросткам при помощи распыления. В посадочных модулях создаётся туман. Аэропоника позволяет наиболее точно контролировать уровень питательных элементов в течение всей вегетации растений. Именно этим привлекательна технология.
Теплица закрытая, в неё поддерживается определённая влажность и температура воздуха, уровень СО2. Вместо солнечного света функционирует искусственное освещение, которое имитирует солнце. Процесс выращивания не зависит от погодных условий и от сезона. Контролируемые условия позволяют выращивать клубнику круглый год.
Ферма занимает 1000 м2. Рабочая площадь 800 м2. В теплице предусмотрен единый центр управления, в котором осуществляется мониторинг всех процессов в теплице, контроль автоматики. В комплексе обустроен упаковочный цех, откуда продукция сразу поступает в торговые точки. Отдельное помещение предназначается для подготовки и подачи воды, насыщенной питательными элементами.
На каждой ферме задействовано 10 человек. Среди них агрономы, инженер-энергетик и сотрудники, которые занимаются уборкой помещения.
Г-н Цигвинцев говорит, что его предприятия уникальны. Аналогов в мире не существует. Компании «Агротехфарм» удаётся получать стабильно высокие урожая клубники десертных сортов. Производство не прекращается в течение всего года. В одной теплице собирают 300 кг продукции в день.
Кроме клубники производитель практикует выращивание и других растений с коротким сроком вегетации, таких как салат, шпинат, овощные плодовые культуры, цветы. В настоящее время исследовательский центр компании работает над разработкой технологии для ежевики, голубики и малины. В ближайшее время планируется выращивать эти культуры для массового потребителя.
Продвижение на рынке
Клубника, выращенная «Агротехфарм», поступает в торговую сеть под брендом «Внеземное». Название связано со спецификой новой технологии. Растения выращивают без земли. В то же время ягоды имеют уникальный, «внеземной» вкус. Килограмм стоит 1500 руб. Реализация осуществляется через службы доставки, социальные сети.
Продукция ориентирована на частного покупателя и на мелких предпринимателей. Доставки осуществляются в кафе и рестораны. Свои торговые места производитель имеет и на продовольственных рынках.
В маркетинг производитель сильно не вкладывался. Средства, которые были получены от реализации, идут на разработку новых качественных продуктов. Хорошо сработало «сарафанное радио». О бренде «Внеземное» рассказывали блогеры, свою страницу компания имеет в Instagram*.
Команда
Свою идею Илья Цигвинцев начинал осуществлять вместе со своим партнёром. Первую ферму они построили своими руками, самостоятельно отлаживали технологический процесс. Когда методика была отработана, появилась необходимость в привлечении дополнительных специалистов, прежде всего агрономов.
В этот период предприниматели столкнулись с дефицитом квалифицированных кадров. Оказывается, в вузах не рассказывают об инновационных методиках в сельском хозяйстве, таких как аэропоника.
Опытных агрономов отыскивали по рекомендациям друзей и знакомых. Важно, чтобы специалисты были знакомы с технологией выращивания растений в тепличных хозяйствах, имели представление о вертикальных фермах.
Предпринимателям приходилось выращивать свои квалифицированные кадры. Сейчас команда растёт, приобретает всё больше опыта. В каждой теплице постоянно трудится 10 человек, но регулярно ведётся набор рабочих под различные задачи. Человек должен обладать такими качествами, как сообразительность, заинтересованность в проекте, готовность к нестандартным решениям.
Планы
Компания «Агротехфарм» является резидентом Сколково. Это принесло ей налоговые льготы. В настоящее время запускается проект по привлечению инвестиций для оборудования 50 теплиц по всей стране. Фермы будут установлены в городах с численностью населения более 500 тыс. человек. Инвестиции привлекаются за счёт продаж акций «Внеземное», вкладываются собственные средства.
Г-н Цигвинцев планирует выйти на международный рынок. Компания ведёт переговоры с предпринимателями из Кувейта, Бахрейна, ОАЭ. Цель проекта – обеспечить человечество здоровой и вкусной пищей. Необходимо донести до людей одну истину.
Традиционное сельское хозяйство, как отрасль, постепенно отмирает. Молодёжь всё чаще уезжает в города. Строительство традиционных ферм становится неинтересным. Будущее за инновационными технологиями. С их помощью можно построить фермы в черте города и снабдить людей качественным продуктом.
Максимум
Илья Цигвинцев и его партнёры определили несколько моментов, которые помогают успешно вести бизнес.
- Хорошие отзывы потребителей дают мотивацию, развивать производство. Отрицательные высказывания подстёгивают для работы над ошибками, чтобы добиться улучшение характеристик продукции. Самый первый урожай, который был получен фермерами, имел большой успех.
- Залог успеха – это полное погружение в проект. Необходимо видеть и понимать ценность продукта, который создаёшь. Если команда верит, то продукцию увидят все.
- Г-н Цигвинцев стремится создать такое качество товара, которое бы удовлетворяло, прежде всего, его самого. Нужны стабильные технологии, которые позволят вырастить продукт с уникальными характеристиками, позволят работать долго без капитальных вложений остановок на ремонт.
* Instagram принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ, ** Facebook принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ, *** Meta Признана экстремистской организацией и запрещена в РФ
Недавно наткнулся на вертикальную ферму с клубникой — это что-то! Я в восторге! Клубничка такая сладкая, прям взрыв вкуса! Увидел, как её растят в кассетах, и подумал: вау, как современно! Теперь клянчу у знакомых, чтобы устроили экскурсию. Рекомендую всем!